ВИКТОР БОРЗЕНКО
В русском фольклоре начинается смена традиций. Одновременно
несколько народных ансамблей из разных регионов страны включили в свой
репертуар песни культовых рок-музыкантов. Старушки в народных костюмах
и лаптях выходят на сцену сельских клубов, чтобы исполнить композиции,
звучавшие когда-то на рок-площадках Москвы. И хотя местным «звездам»
далеко за семьдесят, к ним на концерты активно потянулась молодежь.
Село Бураново Малопургинского района Удмуртии можно разглядеть только
на самой подробной карте. Здесь несколько десятков дворов и старое
хозяйство, которое давно пришло в негодность. Активное население,
понятно, от такой жизни бежит в город. Доживают свою жизнь старики,
среди которых и участницы фольклорного ансамбля «Бурановские бабушки».
Еще в советские времена местные жители знали их как неизменных
исполнительниц народных песен. Но недавно бабушки привлекли к себе
внимание округи, когда кинули клич, что разыскивают пластинки Виктора
Цоя.
Теперь
раз в неделю они собираются в сельском клубе возле старого
проигрывателя – послушать голос рок-музыканта. Заезженная пластинка
шипит и вздрагивает. Но это единственная запись Цоя, которая у них
есть. Одна на всю деревню. Заведующая клубом Ольга Туктарева купила ее
еще в конце 80-х годов. Вслед за Цоем бабушки подпевают: «Белый снег,
серый лед, На растрескавшейся земле, Одеялом лоскутным на ней – Город в
дорожной петле…» Перед концертом им важно настроиться на столь
непривычный рокерский лад.
Прежде от русского рока бурановские
бабушки не фанатели. Долгими вечерами они репетировали народные песни.
Но оказалось, что гусли раздобыть труднее, чем гитару. «Вы послушайте,
как наш Григорьич играет, – восхищается одна из участниц коллектива
Валентина Пятченко. – Он ведь по струнам бьет душевнее, чем Цой».
К
русскому року фольклорный ансамбль обратился после того, как его
руководительница Прасковья Федорова услышала песни Цоя по радио. Ей
показалось, что творчество певца очень похоже на удмуртский фольклор –
та же ритмика, те же образы. Зимними вечерами в своем бревенчатом доме
она переводила рокерские строки на удмуртский язык. Сейчас песня Цоя
звучит в двух вариантах – на русском и удмуртском.
На одном из
концертов в местном доме культуры «Бурановские бабушки» рискнули
исполнить свой новый репертуар. И результат превзошел все ожидания. С
рок-песнями старушек стали приглашать не только на городские
мероприятия, но и на гастроли в соседние города. Внезапный успех
подтолкнул исполнительниц к тому, что они решили и дальше менять свой
репертуар. Вслед за песнями Цоя обратились к творчеству Земфиры.
Услышав, как Борис Гребенщиков поет «Под небом голубым», тоже перевели
хит на удмуртский язык. Певуньи считают, что эта песня на молитву
похожа. Теперь они молятся на сцене под рок.
Примеру удмуртской
самодеятельности последовали в соседней Башкирии, где коллектив
«Зилимские бабушки» исполняет песни Юрия Шевчука и Земфиры (обе
рок-звезды – уроженцы столицы Башкирии Уфы). Пожилые женщины выходят на
сцену в лаптях и красных сарафанах, протяжно запевая: «Это все, что
останется после меня». Публика радуется, свистит, а бабушки переходят к
более современному: «Хочешь солнце вместо лампы, Хочешь за окошком
Альпы…»
Фольклорные коллективы обращаются к року не первый год.
Десять лет назад неожиданный успех получила костромская группа «Иван
Купала», исполнявшая в рок-стиле старинные песни. И хотя на радио и по
центральным каналам звучала только одна их песня – «Здорово, Кострома»,
этого оказалось достаточно, чтобы примеру группы последовали другие
ансамбли. Причем в глубинке этот процесс протекает ярче, чем в крупных
городах.
Так, южноуральский фольклорный квинтет «Яхонтовый ларь»
записал альбом, в котором вместо балалайки народные песни поются под
электрогитару. Иркутская группа «Театр пилигримов» собрала фольклор
деревень, затопленных Байкальским морем, и выпустила диск «Песни под
водой», куда вошли необычные рок-аранжировки. Но дальше других пошли в
Вятском крае. Недавно здесь появился молодежный ансамбль «Святки»,
который ставит своей задачей исполнять музыку на стыке народных
композиций и русского рока. О создании подобных групп заговорили в
Ростовской, Нижегородской и Пермской областях.
Армен ГРИГОРЯН, лидер рок-группы «Крематорий»:
– Бабушки
исполняют рок? Вы знаете, я сперва подумал, что вы меня разыгрываете
(смеется). Это очень замечательно, что все больше людей продолжают
увлекаться творчеством таких музыкантов, как Земфира, Шевчук,
Гребенщиков… И если уже народные коллективы обратились к року, значит,
они ищут альтернативу традиционному песенному творчеству, а не
потребляют грубо то, чем пичкает нас «Евровидение». Я всегда был
уверен: если люди находят альтернативу в роке, значит, они мыслят. И
бабушки, о которых вы пишете, откроют для себя много нового. Я тоже
случайно попал в мир рок-музыки, когда услышал Майка Науменко. А для
бабушек входную дверь открыл Виктор Цой – этот совершенно харизматичный
парень. Когда-то музыканты проводили эксперименты с русскими
частушками, перекраивали их на рокерский лад. А теперь вот фольклорные
коллективы проводят эксперименты с роком. Это здорово, что происходит
такая обоюдная трансформация. Думаю, она приведет к появлению новых
направлений в музыке. Рок ведь тоже начинался с невероятных проектов.
Сергей ГАЛАНИН, лидер рок-группы «СерьГа»:
– В том, что фольклорные коллективы обратились к року, для меня ничего
странного нет. Рок – это музыка, близкая к народному восприятию. К тому
же, Цой, Шевчук, Земфира, Гребенщиков – люди, проверенные временем.
Песни у Витьки Цоя при разборе достаточно просты, но одновременно и
гениальны. На протяжении стольких лет его песни притягивают к себе все
новых и новых людей, он понятен всем. И то, что народные коллективы из
глубинки ощутили эту притягательность, меня очень радует. Эти
бабушки-исполнительницы, я уверен, очень искренне поют его песни. Вот
этой искренности не мешало бы у них поучиться. Дело в том, что все мы
стесняемся чего-то своего. Сколько раз я хотел написать песню, не
обращая внимания на западные ориентиры. Но боялся, что неправильно
поймут. Хотя (улыбается) сейчас сделал две песни немного хулиганские –
я их назвал частушками. Они далеки от традиционного частушечного
звучания, но в них звучат мотивы черноземного фольклора...