У человеческого восприятия действительности есть одна
любопытная особенность - во много раз увеличивать ценность того, что потеряно.
И уж нигде эта особенность не проявляет себя столь ярко и в столь причудливых
формах, чем в вопросах культуры и искусства. То, что известность и творческая
востребованность ко многим художникам, писателям и композиторам приходила лишь
после их смерти, довольно обычное явление в человеческой истории. Но в XX веке
с помощью современных средств распространения информации за короткое время
среди огромного количества людей любой мало-мальски значительный творческий
человек становится известным достаточно быстро. И здесь ранняя смерть играет
несколько иную роль - уход в мир иной возводит человека на пьедестал,
практически недосягаемый для него самого во время жизни. В начале 1990-х годов
этот пьедестал занял, потеснив на нём Владимира Высоцкого, Виктор Цой.
Сухие биографические данные о коротком жизненном пути лидера
рок-группы «Кино» (на момент гибели, 15 августа 1990 года, Цою было немногим
больше 28 лет), которые можно в изобилии найти в Интернете, для поклонников
певца не имеют ровным счётом никакого значения. И это понятно - какое значение
данные вроде «родился там-то и тогда-то, учился там-то, столько-то и с вот
таким успехом, женился столько-то раз, детей родил энное количество...» могут
иметь для символа целого поколения? Ровным счётом никакого. О любом художнике
(в широком смысле этого слова) всегда лучше всего говорят его произведения, о
его ценности для почитателей всегда красноречивее всего свидетельствует та
слава, которой он пользуется или пользовался.
Невероятные всплески популярности, превратившие Виктора Цоя
в легенду, заслонили самого Цоя и не позволили (и в большой степени не
позволяют до сих пор) увидеть и понять, кем же и каким был этот человек. На
самом деле мы не знали Виктора Цоя при жизни, как не знаем его после его
смерти. И виновата в этом именно его слава.
Первая волна «киномании», как назвали натуральное
помешательство тогда ещё советской подростково-молодёжной среды на группе
«Кино» и Викторе Цое, накрыла страну в 1988 году. Именно тогда одновременно
вышли один из двух (наряду со «Звездой по имени Солнце») самых известных
альбомов «Кино» - «Группа крови», а также фильм режиссёра Рашида Нугманова
«Игла» с Цоем в главной роли. А второй пик бешеной популярности всего, что было
связано с этой группой и её, как сейчас модно выражаться, фронтменом, пришёлся
на вторую половину 1990 года и на весь 1991 год. И связан этот второй пик, понятно,
с гибелью Цоя и выпуском его последнего альбома, символично названного «Чёрный
альбом». Первая, прижизненная, волна популярности дала молодому поколению
нового героя, вторая, посмертная, автоматически сделала из Цоя героя последнего
и единственного. А всё, что делает единственный и последний герой,
автоматически представляется безукоризненно идеальным.
В наше время, уже довольно далеко отстоящее от начала 90-х
годов прошлого столетия, наблюдается другая, не менее любопытная, но так же, в
общем-то, понятная тенденция. У каждого нового поколения присутствует кипучее
разрушительное стремление низвергнуть с пьедесталов кумиров своих
предшественников. И не столь важно, что пока некого возводить на эти
пьедесталы, не наблюдается новых героев, главное тут - низвергнуть героев
прошлых лет. Окиньте взглядом наше постсоветское культурное пространство и
скажите, кто занимает пьедестал рок-героя? При всём уважении к ныне
здравствующим патриархам вроде Кинчева, БГ, Шевчука эти люди пока что не стали
в общественном сознании легендами (они обязательно ими станут, но позже). И
получается, что настоящий герой один, и имя ему Виктор Цой. И вот уже засучены
рукава, отточены перья - и всё громче и чаще раздаются молодые голоса,
говорящие о том, что музыка и тексты группы «Кино» далеко не гениальны, а
скорее наоборот, весьма примитивны. Что аранжировки композиций Цоя грубы и
несовершенны. Что, по большому счёту, всё творчество «Кино» является не таким
уж и талантливым перенесением на отечественную почву западной рок-музыки с её
стилистикой и манерой подачи; а бешеная популярность этого неумелого
переложения объяснятся тем простым фактом, что в 80-е годы у подавляющего
большинства населения не было возможности слушать западные оригиналы.
Объективная реальность, как обычно, находится между двумя
этими крайними, идеалистическим и негативистским, восприятиями творчества и
личности Виктора Цоя. Говорить о том, что Цой был гениальным композитором,
нельзя - среди сотен рок-музыкантов 70-80-х найдётся немалое количество тех,
чьи мелодии слушаются с не меньшим удовольствием, чем мелодии «Кино». Назвать
Цоя выдающимся поэтом тоже у немногих язык повернётся: если уж Высоцкого, стихи
которого не в пример сильнее, до сих пор немалое число людей за серьёзного
поэта не считают, что уж тут говорить о Цое с его запоминающимися, но
определённо упрощёнными для восприятия строками. Если судить строго, подходя к
творчеству «Кино» с мерками «если поэт - то сравним его с Пушкиным, если
композитор - так с Моцартом, а если рок-музыкант - так с Биттлз», то вердикт
будет неудовлетворительным как для поклонников, так и для порицателей Виктора
Цоя. Окажется, что это был обыкновенный советский рок-музыкант со многими
свойственными всем тогдашним отечественным «рокерам» чертами, не самый
талантливый поэт и композитор (например,
по части текстов Цой уступал и уступает Шевчуку, по части мелодий - Борису
Гребенщикову), но занимающий свою определённую нишу. Это - если судить
формально.
Однако творчество - эта сфера, в которой ни к чему нельзя
подходить формально. Успех любого произведения складывается из таланта и
замыслов творца лишь отчасти, в каком-то случае на половину, в каком-то - на
треть или на четверть. Остальная, большая часть успеха складывается из того,
что вкладывают в картину, фильм, песню, книгу зрители, слушатели или читатели.
Ожидания тех, кто воспринимает произведение искусства - вот главный фактор
гениальности или бездарности этого произведения. Можно быть трижды гениальным,
и при жизни, и значительно дольше, пока не найдутся люди, которые твою
гениальность оценят, считаться бездарем. А можно быть просто небесталанным
человеком, спокойно делать своё дело, которое в иное время не пользовалось бы
дикой популярностью, но настолько точно совпасть с душевным настроением и
ожиданием большинства окружающих тебя людей, что всё, что ты сотворишь, будет
признано едва ли не божественным. Именно это и случилось с Цоем, а его
трагическая ранняя смерть только укрепила молодёжь нашей страны в уверенности,
что здесь имело место нечто необыкновенное и таинственное, нечто, что уже не
будет иметь повторения, и от этого приобретшее огромную ценность. Ожидание
чего-то нового, стремление вырваться из тесных рамок действительности
«развитого социализма» не была прерогативой песен только Цоя - вспомним,
например, известную песню «Машины времени» «Вот, новый поворот...». Только
Макаревич высказал ожидания чего-то нового интеллигентно, слишком уж разумно,
обдуманно, размеренно, а Цой нетерпеливо и эмоционально выкрикнул «Перемен, мы
ждём перемен...». И эта нетерпеливость и эмоциональность оказалась ближе
подросткам и молодым людям, чем пусть и более талантливые, но и более
осторожные песни других рок-исполнителей. Голос Цоя стал голосом эпохи, его
слова стали словами эпохи. И если с точки зрения чистого искусства слова эти и
голос этот не являются эталоном, то здесь нет вины Цоя - такова, несколько
упрощённа и излишне эмоциональна, была эпоха. Каково время, таков и его герой.
Александр Бабицкий
|